Телефон: +7-911-912-51-73
ICQ: 463036888, 646075060, Skype: bobr65

Иных богов не надо славить:
Они как равные с тобой,
И, осторожною рукой,
Позволено их переставить.

(Осип Мандельштам)

Публикации

Трудности выполнения домашних заданий

Трудности выполнения домашних заданий

В этом году мой сын пошел в первый класс. Мне казалось, что я, как учитель, сделала все, чтобы он был успешен в школе. Но оказалось, что это не так. Когда он выполняет домашнее задание, он довольно часто отвлекается. Если он выполняет его один, а так бывает часто в силу моей занятости, то я уже через час вижу, что почти ничего не сделано или сделано очень небрежно. Вообще же он часто просит моей помощи или ноет, чтобы рядом посидела. Я разбираю с ним задание, он все понимает, и я вижу, что он может сделать его сам и без моей помощи. Из-за этого я сержусь на него, раздражаюсь. Результат: он – в слезы, я – в крик...

Панина ГалинаПо опыту психологического консультирования я знаю, что это не единичная проблема, с ней часто сталкиваются и наши дети, первоклассники, и мы, родители. Раздражение и недовольство на ребенка в этой ситуации совершенно неконструктивно. Прежде всего нам, родителям, надо понять реальные проблемы ребенка, а не навешивать на него ярлык лентяя и неумехи. Причин подобного поведения ребенка на самом деле может быть много. Нередко трудности в обучении связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций. А проявляются они особенно ярко именно в неумении ориентироваться в выполнении задания, выделить в нем главное, существенное. Очень часто ребенок, особенно в 1-м и 2-м классах, испытывает трудности с самоорганизацией и самоконтролем. Он с трудом включается в любую работу, требующую напряжения, с трудом переключается на выполнение следующего задания, делая при этом лишь только часть необходимой работы или совершая при этом большое число ошибок. И это не лень или нежелание работать, а вполне объективные трудности, которые он испытывает в такой непростой учебной деятельности.

Итак, первым правильным шагом в подобной ситуации будет обращение к специалисту: дефектологу, психологу, неврологу. Именно они позволят вам понять объективные первопричины трудностей в обучении, профессионально грамотно посоветуют, как помочь ребенку.

Но многое зависит и от самих родителей. Ведь хорошим подспорьем в работе для нашего ученика может оказаться так называемая организующая помощь. Это не подсказка, а доброжелательное родительское указание, на что в своей работе необходимо обратить внимание. Начинать, безусловно, надо с помощи в организации своего рабочего места. Иногда бывает целесообразным разбить всё задание на отдельные «мелкие» части и поэтапно работать с каждой, помогая при этом ребенку переключаться с одного задания на другое. У вас могут возникнуть ситуации, когда первокласснику стоит напомнить, какой учебник нужно достать из портфеля, вместе с ребенком найти страницу, номер упражнения – вы сэкономите время и силы своего ребенка. А главное – не торопите его! Пусть дома он работает в своем «природном» темпе. Ведь форсирование темпа работы может быстро истощить малыша, увеличить нервозность. Под давлением взрослого ребенок может быстрее писать, но вряд ли он при этом научится быстрее думать. Спокойная и доброжелательная помощь поможет сэкономить силы, поверить в себя и свой успех. И не надо бояться того, что ребенок никогда не станет самостоятельным – ведь при «сопровождающей», поддерживающей помощи мы не будем лишать его инициативы, жестко навязывать свой способ действия.

Разумеется, это общие рекомендации, т.к. каждая ситуация очень индивидуальна, как и сам ребенок. НО! Важно, чтобы растущий человечек поверил в то, что родители будут его любить независимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что-то делать хотя бы на самых простых заданиях.

В реальности немногие родители принимают такую установку, что обычно связано с полуосознанным и полузабытым собственным школьным опытом.

Меня беспокоит то, что некоторые ученики, не только неуспевающие, но и «хорошисты», тратят слишком много времени на приготовление домашнего задания. Они не успевают отдохнуть и на урок приходят вялые, нервозные, работают на уроке плохо, часто пассивны. С одной стороны, вроде бы и неплохо, что ученики так стараются, но как это скажется на здоровье?..

Ничего хорошего в таком «старании» нет. Некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как будто оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что мамы и папы бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Родительская тревожность принуждает ребенка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тексты читаются до тех пор, пока «от зубов не будут отскакивать», письменные работы также могут неоднократно переписываться. Но увеличение объема работы может приводить лишь к нарастанию количества ошибок. А это уже вызывает вторичное бабушкино или мамино раздражение и язвительные замечания в адрес ребенка.

Но бывает и по-другому: начинающий ученик предоставлен сам себе при выполнении домашнего задания. Он долго не может сосредоточиться, ему трудно сориентироваться в задании, определить с чего начать, – он или смотрит в окно, или начинает играть с игрушками. А время идет... Потом приходят взрослые, и... Я думаю можно не продолжать.

И в первом и во втором случае нерационально используются силы и время ребенка. Он устает, а его нервная система еще больше истощается, он не успевает отдохнуть, погулять, расслабиться. Результат, к сожалению, будет неутешительным: переутомление скажется на снижении качества учебы, вызовет плохие отметки и неудовольствие родителей.

Сколько же времени рекомендовать родителям ребенка тратить на выполнение домашнего задания?

В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности» указано, что данные, приводимые санитарно-гигиеническими нормами, следующие: в 1-м классе, начиная со второго полугодия, – не больше одного часа, во 2-м классе – до полутора часов, а в 3–4-м классах – до двух часов. Но следует помнить, что перед началом работы ребенку необходимо полноценно отдохнуть. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы.

Кроме того, для эффективной работы необходимы перерывы — работать без отдыха ребенок может недолго. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 10 минут, а письмо — 5 минут. После этого ему необходимы расслабление, переключение внимания, лучше всего физкультминутка, а также упражнение для кистей и пальцев рук. Через 40–45 минут после начала работы имеет смысл сделать большой перерыв – можно перекусить, поиграть с кошкой или собакой, повисеть на перекладине. Только не стоит смотреть телевизор – глаза должны отдохнуть.

А с каких предметов следует начинать выполнение домашнего задания?

Это определяется индивидуально. Однако в большинстве случаев начинать лучше с чтения. Оно включает ребенка в работу, а зрительные образы слов подготавливают его к письму. После чтения и письма можно перейти к математике, оставив «на закуску» более легкие предметы. Но если ребенок сам решает планировать выполнение своего домашнего задания, то не стоит ему мешать – дайте ему свободу. Обычно дети охотнее берутся за те предметы, которые ими легче усваиваются или кажутся им более интересными и им легче достичь успеха именно в этих предметах.

Любящим родителям дома легче организовать правильный ритм чередования нагрузки и отдыха – они знают своего ребенка и чувствуют его состояние.


Источник: «Начальная школа» №11/2005
Ссылка: http://nsc.1september.ru/

Все публикации

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru