Телефон: +7-911-912-51-73
ICQ: 463036888, 646075060, Skype: bobr65

Иных богов не надо славить:
Они как равные с тобой,
И, осторожною рукой,
Позволено их переставить.

(Осип Мандельштам)

Публикации

Внимание, первоклассник!

Внимание, первоклассник!

Что бывает сложно понять родителям и о чем не могут рассказать дети

Панина ГалинаВсе родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики и прячутся буквально за каждым углом. Зазевается родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста – и вот уже учитель записывает его ребенка в категорию "трудных". Тех, которые "...в целом абсолютно нормальны", а в систему обучения массовой общеобразовательной школы не вписываются.

А бывает, что уже с трехлетнего возраста заботливые родители начинают готовить ребенка к школе: планомерно всей семьей вместе с бабушками и дедушками учат его читать и считать. Но даже среди таких ребят нередки дети, о которых учителя говорят: "Он у вас способный, он может очень хорошо учиться, но, знаете, его бывает невозможно собрать, отвлекается, вертится на уроках". Иногда учителя, наоборот, жалуются на то, что ребенок апатичный, вялый, заторможенный. А говоря о формировании школьных умений и навыков, они отмечают трудности в счете, в письменной речи, затруднения с пересказом.

И, конечно, в таких ситуациях у родителей возникает много вопросов: "Почему так произошло с нашим ребенком? Как помочь любимому сыну или дочери преодолеть возникшие трудности и как самим справиться с нарастающей тревогой за их школьную жизнь?"

Но, пожалуй, главное – чтобы и родитель, приведший ребенка в школу, и учитель, встречающий его у порога класса, отдавали себе отчет в том, что школьные трудности не являются персональными трудностями одного только ребенка. Трудности эти – наши общие, и преодолимы они только сообща. А для этого необходимо понимание их подлинных истоков. Ведь каждый ребенок индивидуален и в своем рождении, и в своем развитии, а потому и достаточно специфичными бывают первопричины возникающих в школе проблем.

На эту тему сейчас много пишут мои коллеги – психологи и педагоги Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других регионов России.

Цель нашего сегодняшнего разговора состоит в том, чтобы познакомить всех, кто небезразличен к жизни наших детей, их переживаниям и трудностям, с различными сторонами психологических проблем современного школьника.

Шестилетний ребенок приходит в школу уже личностью, многое узнавшей, со своей картинкой мира, со своими радостями и горестями, страхами и, конечно, с определенными стереотипами поведения в мире взрослых. И одним из серьезнейших испытаний, с которым он сразу же сталкивается, является сложность (а порой и невозможность) достижения внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, в котором он может испытывать и трудности, и скуку, и серьезные неудачи, и потребностью в сохранении любви родителей и необходимости принятия учителем, в понимании и уважении вне зависимости от того, успешен он в школе или нет.

По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Все это – естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения, к другим требованиям принято называть адаптацией – восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает около 2–3 месяцев. А вот пусковым механизмом дезадаптации (нарушения адаптации) является, как правило, наличие в процессе обучения стойкой психотравмирующей ситуации.

Свой приход в школу дети воспринимают как праздник и абсолютно уверены, что будут учиться только на "хорошо" и "отлично". Но вот прошла неделя или две, учитель стал делать первые замечания и проявлять недовольство поведением на уроке и результатами в тетрадках, родители стали упрекать и стыдить за... А действительно, за что? Ведь ребенок так старается, так стремится пробиться в этот "прекрасный мир знаний"!

Одна девочка, ученица 2-го класса, рассказала мне, с какой радостью бежала она после уроков к ожидающей ее у школы маме, чтобы показать той свою первую оценку (в первом классе оценок не ставили) – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку. Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что "троечницу" она встречать у школы не будет. Опыт психологической работы с детьми показывает, что подобная реакция родителей на "плохую оценку", к сожалению, не исключение, а правило.

Конечно же, мама девочки действовала из лучших побуждений. Но следует сказать, что частое непонимание, "нечувствование" родителями своего ребенка может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как его часть могут стать для ребенка непредсказуемыми, враждебными, опасными. А это, как правило, приводит, с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой, является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств, особенно среди учеников начальной школы.

Не могу не вспомнить одну из психологических консультаций, на которую пришла семья с восьмилетней девочкой – ученицей 2-го класса одной из московских школ с углубленным изучением английского языка. Большие, широко открытые глаза ребенка смотрели на меня с недоверием. О школе, учителе, своих одноклассниках девочка говорила с заметной неохотой, буквально выдавливая из себя каждое слово. Из беседы с родителями выяснилось, что в школу она пошла с большим желанием, достойно выдержав и собеседование, и тестирование. Но начиная с третьей четверти 1-го класса стала проявлять повышенную тревожность, беспокойство. Появились страх школы, боязнь ответа у доски. При этом у девочки, ранее такой жизнерадостной и открытой всем и всему, усложнились контакты с одноклассниками, она стала более замкнутой и по отношению к родителям. Хорошо успевающая по всем предметам в начале обучения, к концу третьей четверти она с трудом выполняла требования учителя. И вот в начале четвертой четверти девочка объявила родителям, что ходить в школу и учиться больше не хочет. Это совпало с тем, что она стала часто болеть и, со слов мамы, "простужалась от малейшего ветерка".

Что же произошло с этим ребенком? Что породило в нем такие страхи и резко снизило такое естественное для ребенка этого возраста желание учиться?

Результаты психологического обследования показали, что уровень развития познавательной сферы девочки полностью соответствует возрастной норме, более того, ребенок показал высокий уровень развития речи и мышления. Однако при этом были выявлены низкая самооценка (особенно по шкалам "способности", "красота", "дружба", "здоровье"), недостаточность уверенности в себе в сочетании с высоким уровнем школьной тревожности. Эпицентром формирования и раскручивания этой ситуации в жизни девочки, как выяснилось в процессе работы психолога с семьей, оказался, с одной стороны, учитель, с которым "как-то сразу не заладились отношения", а с другой стороны, сами родители, болезненно зафиксированные на оценках и обязательности успешности девочки в школе.

Многие психологи говорят о том, что самый страшный зверь, подстерегающий всех на пороге школы, – это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы "очень нервно" воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности. Другие же родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный и не всегда удачный школьный опыт. Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и "оценочном" отношении к нему. Родители в разных вариантах сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие, внутреннее состояние и переживания. "Учись хорошо, чтобы мне не было за тебя стыдно!", "Только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании!" – и т.д.

Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден "защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения". И в итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.

Несколько лет тому назад в одном из социологических исследований тысячам учащихся школ был задан вопрос: "Если бы у тебя был выбор – быть умным, атлетически развитым, быть богатым или красивым, что бы ты выбрал?" Сорок восемь процентов детей ответили: "Я хочу быть умным!" – и оценили успех в школе и свои интеллектуальные достижения выше всех других возможностей и способностей.

К сожалению, хотя дети на пороге 1-го класса верят в свой успех и стремятся "стать умными", у многих из них возникают серьезные проблемы с учебой. А миллионы родителей поражаются и злятся, видя, как живой и любознательный ребенок, каким они его знали до школы, потерял вкус к учебе, плохо отзывается о школе и, возможно, попал в отстающие. Не секрет, что очень часто способные и даже талантливые ученики учатся средне, ниже среднего и судят о себе как о недостаточно умных.

"Но что же надо делать? Какая помощь нужна ребенку? Как добиться того, чтобы с первых школьных дней он мог убедиться в своих способностях? Как сделать так, чтобы детский энтузиазм окреп, а душевное равновесие ребенка было восстановлено?"

Для этого перед школьным порогом нам, уважаемые взрослые, родителям и учителям, необходимо серьезно обдумать как минимум два важных вопроса.

Во-первых, кого мы вводим в школьную жизнь, то есть каковы индивидуальные особенности ребенка, его сильные и слабые стороны и какими качествами он должен обладать, чтобы успешно учиться в школе?

Каждый из нас знает, насколько важны для всей "школьной судьбы" ребенка его реальные успехи в первые годы обучения. А это напрямую связано с тем, как рос и развивался ребенок до школы, как и насколько были удовлетворены основные потребности ребенка в игре и общении. Хочется еще раз обратить внимание родителей, нацеленных уже с двух-трех летнего возраста усадить свое чадо за парту и с гордостью рассказывать друзьям и знакомым, что "мы уже умеем читать и отлично считаем в пределах двадцати", на важность эмоционально развивающих игр в процессе развития ребенка и формирования необходимого уровня его готовности к школе.

Итак, каковы же слагаемые успеха нашего будущего первоклассника? А они зависят от очень большого числа факторов: речевого развития ребенка, уровня общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, темпа деятельности, сформированности общеучебных умений и др., но главное – от состояния его физического и психического здоровья. Не могу хотя бы в нескольких словах не коснуться проблемы, которую многие врачи и специалисты в области народного образования называют "проблемой номер один", – проблемы нездоровья наших детей.

Весь мир детства, так же как и мир взрослых, переживает сейчас сложное время. Многочисленные работы по изучению современной ситуации в семье и школе, выполненные врачами психоневрологами, психологами и другими специалистами, дают тревожный список основных проблем детей и подростков: нездоровье, наркотики, насилие, преступность и беспомощность в организации своей жизни.

Реально существующие факты по нездоровью детей таковы: более 30 процентов из них приобретают те или иные расстройства в перинатальном периоде, то есть во время беременности, родов или на первом году жизни. По данным Минздрава России (а данные эти весьма приблизительны), только 14 процентов наших детей практически здоровы, 50 процентов имеют те или иные отклонения в здоровье, а 35 процентов имеют различные хронические заболевания. Проблемы здоровья ребенка, естественно, рождают проблемы его обучения и воспитания. Если говорить конкретно о школе, то, по статистике, в каждом классе есть 2–4 ученика, с которыми много проблем у учителей. Вернее сказать, это те самые ученики, у которых столько забот с родителями, учителями, одноклассниками и вообще с этой трудной и часто непонятной для них школьной жизнью.

По разным данным, от 4 до 25 процентов семилетних и от 20 до 50 процентов (уважаемые учителя и родители, обратите внимание на эти цифры!) шестилетних детей испытывают серьезные трудности при адаптации к школе. Эти ребята не могут без перенапряжения осваивать учебную программу. И, как пишет в своей книге "Школьные трудности" дефектолог О.А. Дробинская, связано это прежде всего с незрелостью тех психофизиологических функций, которые получают наибольшую нагрузку в первые месяцы обучения ребенка. Речь идет об умении произвольно управлять своим поведением, слушать и понимать требования учителя, запоминать инструкцию, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свое поведение и работу. У большинства из этих детей календарный возраст не соответствует их биологическому возрасту. Психика ребенка еще сохраняет более раннюю "детскую" организацию и не готова к серьезной учебной деятельности.

В последние два года, что, на мой взгляд, связано с вводом новой образовательной программы 1–4 в начальную школу, в психологическую консультацию все чаще обращаются родители с детьми 2-х и 3-х классов в связи с выраженными нарушениями учебной деятельности, поведения и отсутствием желания учиться. Данные психологического обследования, как правило, показывают, что в основе трудностей ребенка лежит не интеллектуальная недостаточность. И действительно, родители на консультации рассказывают, что ребенок (чаще это бывают мальчики) готовился к школе, умел немного читать, писать, был очень любознательным и многое знал. В школе же ему все дается с трудом, особенно же "когда надо закорючки по письму выводить и чтобы в тетрадках было чисто". Со слов учителей, такие дети на уроке бывают либо расторможены, либо пассивны, но всегда невнимательны, а на перемене "веселятся от души, зато, приходя в класс, тут же сникают". Так вот, одной из первопричин стойких школьных неудач практически у каждого из этих детей является выраженная психическая незрелость на момент поступления в 1-й класс.

Это был наш с вами первый вопрос – кого мы вводим в школьную жизнь? А какой же второй вопрос так же важен для нас с вами перед школьным порогом?

В замечательной, на мой взгляд, книге "Введение в школьную жизнь", написанной группой психологов и педагогов, очень точно подмечено, что, наверное, правильнее предъявлять требования не только ребенку, но и школе. Ведь каждый будущий первоклассник вне зависимости от уровня своего развития и готовности к обучению находится на пике детской доверчивости и открытости практически любому школьному содержанию. Ребенок охотно пойдет за взрослым в какую угодно (заметьте: выбранную взрослым) школьную жизнь!

Поэтому следующий важный вопрос, который родители должны четко решить для себя, – в какую школьную жизнь они хотят ввести своего ребенка. То есть со всей ответственностью любящего и знающего своих детей родителя сделать выбор конкретной образовательной системы (гимназии ли, языковой ли школы или общеобразовательного класса, но "с доброй и понимающей учительницей" и т.д.). А это возможно, на мой взгляд, если четко определить для себя и своего ребенка главные цели и ценности любого школьного образования.

Начальная школа закладывает не только базовые умения и навыки, прежде всего она формирует в каждом ребенке умение учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, что на профессиональном языке педагога и психолога озвучивается как развитие самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, важнейшим звеном в процессе успешного обучения ребенка в начальной школе является его умение общаться и взаимодействовать в совместных делах с другими – учителем и одноклассниками. Но все же главная задача школы – сохранить душевное, психологическое здоровье каждого ребенка.

Каковыми могут быть главные основания выбора школы для вашего ребенка, уважаемые родители, решать, безусловно, вам. Но помните, что душевное и физическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка являются необходимым и обязательным условием любой успешной деятельности, особенно учебной. Ребенок с проблемами эмоционального и физического здоровья не способен, по мнению психолога В.А. Петровского, с которым мы абсолютно согласны, полноценно усваивать знания, умения, навыки, не способен полноценно творить, общаться. В школе он может попасть в разряд "трудных" учеников. А сама школа может стать для него "трехэтажным домом, куда не хочется идти".

Профессиональная же позиция большинства учителей, с которыми мне посчастливилось вместе работать, такова: любому ребенку должно быть обеспечено право безопасного познания, главной целью которого является развитие у него потребности узнавать новое при сохранении его психологического здоровья.


Источник: «Начальная школа» №21-22/2003
Ссылка: http://nsc.1september.ru/

Все публикации

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru