Телефон: +7-911-912-51-73
ICQ: 463036888, 646075060, Skype: bobr65

Иных богов не надо славить:
Они как равные с тобой,
И, осторожною рукой,
Позволено их переставить.

(Осип Мандельштам)

Публикации

Вырастить читателя

Вырастить читателя

Вырастить читателя — задача для мам, пап, бабушек,
считает психолог Наталья ЕВСИКОВА.

 
 
  — Есть много методик обучения чтению малышей. «Новая» недавно рассказывала о кубиках Зайцева. Но так или иначе почти все дети к школе умеют читать. Старые учителя говорят, что еще в середине прошлого века этого не было: в первый класс поступали один-два читающих, а сейчас столько же — нечитающих. Но вот беда: потом эти рано выучившиеся читать так и не превращаются в читателей.

Наталья Евсикова— Родители очень радуются, когда ребенок прочитал сам первую вывеску на улице. Но не обольщайтесь. Когда ребенок учится музыке, узнал ноты и сыграл первое произведение «Жили у бабуси…», никто не рассчитывает, что сейчас же он заиграет на уровне солиста симфонического оркестра или, во всяком случае, сможет дальше продвигаться сам. А с чтением почти так же.

Есть несколько правил для родителей.

Во-первых, важно заботиться о том, чтобы обучение чтению сопровождали положительные переживания, чтобы учеба была увлекательной и похожей на игру. Не нужна обязаловка: сели, начали… Не нужно оценивания и уж ни в коем случае не доводить до слез.

Во-вторых, надо спокойно относиться к тому, что у каждого ребенка своя скорость освоения нового навыка.

И еще: до того как ребенок начнет учиться читать, он должен овладеть всей полнотой звучащей речи. Еще до того, как он начнет переводить знак в звук и звук в знак, его мир должен быть заполнен очень сложной, очень разнообразной речью. Он должен наслушаться. Это сегодня не очень просто. Современные дети много смотрят и мало слушают. Одно другого, к сожалению, заменить не может.

  — Аудиоголод выдают детские разговоры: они с точными интонациями повторяют рекламные слоганы. Из того, что они слышат, это самые эмоционально окрашенные слова, создающие иллюзию прямого обращения к нему, к ребенку. Педагоги домов малютки знают: для того чтобы малыш научился говорить, речь должна быть обращена именно к нему. Просто включенное в детской комнате радио не помогает.

— Даже если посмотреть с закрытыми глазами самые красивые диснеевские мультфильмы, то окажется, что речи там практически нет. Отдельные слова, иногда короткие фразы.

Ребенку нужно много красивой речи. Именно разговорами важны передачи «Спокойной ночи, малыши», несуществующая уже сейчас «Радионяня», спектакли, записанные на пластинки или звучащие по радио. Но главное — не надо отказываться от чтения вслух.

От первых слов до самостоятельного чтения очень большой путь, и не надо его форсировать. Чтение должно войти в его жизнь. Читать книгу ребенок сам сможет еще очень не скоро — лет в десять. Так далек путь. 


— Лев Толстой составил свою «Азбуку» таким образом, что от страницы к странице тексты все больше и все сложнее. Но с самого начала это — законченные произведения, хоть и в две строчки. Ему казалось важным, что ребенок прочтет не две строки из большого рассказа, которые никак не продвинут его в содержании, а, совершив доступное ему усилие, узнает весь сюжет, который сможет пересказать.

— Да, работа посильная, а результат уже виден.

Для этого очень подходят стихи. В одном четверостишии может быть вполне законченная мысль. Кроме того, ритм подсказывает ребенку, как дышать. Сбивающееся дыхание при чтении вслух длинной фразы часто создает ребенку трудности. Через пять минут такого чтения он устает.

Книжечка должна быть тоненькая, с большими картинками и крупным шрифтом. Но это уже книга, и начинаем читать ее по правилам: у нее есть автор, название, потом рассматриваем картинки, а потом уже в этом контексте ребенок читает текст.

Не надо бояться давать знакомые книги, которые уже прочитаны с родителями. Дети любят знакомое. Не бойтесь, что ребенок идет назад, отчитывает то, что уже читалось. Доступность первых текстов очень важна. Отпугнуть может и объем, и мелкий шрифт, и обилие незнакомых слов, которые надо все время объяснять.

 — Когда ребенок пошел в школу, родители часто считают, что пора отправлять его в самостоятельное плавание по книжному морю. Но в начальной школе есть большой разрыв между потребностью в серьезном содержании и возможностями начинающего читателя.

— Ребенок стал школьником. Ему задают в школе все больше и больше читать, но чтение вслух нельзя прекращать. Дело еще и в том, что даже тот ребенок, которому со школой и с учительницей повезло, все равно чувствует себя в начале учебы отчужденным от дома, семьи. А если быть до конца честными, то и мы часто на этом этапе часть забот хотим с себя скинуть, передать их образовательному учреждению. Если в словах: «Иди почитай» — он слышит: «Оставь меня в покое», когда ему хочется побыть с вами или просто в обществе взрослых, он начинает воспринимать чтение как наказание. Разве для этого мы столько учили ребенка читать?

Ребенку необходимо ощущать себя по-прежнему нужным, ему важны эти вечерние минуты, когда он может посидеть рядом с мамой или папой над книгой. Вы дышите рядом, и это возвращает ему чувство защищенности, берега, гавани. А вы тем временем можете продолжать растить читателя: пора взяться за классику. Ребенок уже может понимать непростую русскую фразу, хотя читать ее самому еще трудно.

В школе задают домашнее чтение — важно тренировать навык, начитывать определенное число страниц. Но это не механический процесс — тексты должны были хорошими, что-то говорить уму и сердцу ребенка. Прогресс в чтении не надо форсировать: длинная фраза, длинная глава могут утомлять ребенка и отвращать его от чтения.

Есть и еще одна ловушка, в которой застревают потенциальные читатели.

В начальной школе ребенок учится в основном на слуховой памяти. У него и нет еще другого инструмента, он только развивается. А с переходом в среднюю школу книгой для чтения становится учебник. Объем знаний, которые надо получить из текста, лавинообразно вырастает: история, биология, география — все это довольно большие и не очень литературно отточенные тексты. Учебник и художественная литература читаются по-разному. Если художественное произведение мы понимаем чувствами, опытом, то здесь — только разумом. Нужны совсем иные умения: разбить на части, вычленить ключевые слова.

К этому хорошо бы подготовиться: научно-популярная литература должна быть в вашем совместном чтении вслух. Тем более что сейчас есть огромное количество научно-популярных детских книг, энциклопедий.

Не всегда помогает приучению к чтению и курс школьной литературы, может и отталкивать. Классические произведения бывают трудны. Прочтение классики должно обставляться очень серьезной работой: рассказом об эпохе, введением в исторический контекст, может быть, даже посещением музеев, театрализацией. Иначе «Корова» Платонова в шестом классе остается совершенно непонятной, и часто к писателю, пройденному таким образом, уже взрослый человек не хочет возвращаться.

— Многих взрослых пугает то, что у них с детьми не остается общего смыслового поля: книг, которые они читают, мы не читали, их просто не было в нашем детстве.

— То, что дети читают не то, что мы, — не страшно. Эта культура не хорошая и не плохая, она просто современная. Пройдет время, и станет понятно, что останется от нее, а что отцветет как однодневка.

А кроме того, вход в мир новых книг не закрыт: возьмите и прочтите. Не ждите, пока сын или дочь придет к вашим любимым писателям, приобщитесь сами к их чтению. И не только для того, чтобы критиковать. Может быть, вас тоже увлечет то, что они читают, а может быть, это будет для вас своеобразное исследование: что же их там привлекает. Ведь вам любопытны их интересы.      

Беседовала Людмила РЫБИНА


Дата: 27.11.2006
Источник: "Новая газета" № 90
Ссылка: http://2006.novayagazeta.ru/
Автор: Евсикова Наталья Ивановна

Все публикации

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru