Биолог Марк Хаузер предлагает любопытный взгляд на природу морали. Он утверждает, что нам не требуется ломать голову над тем, „что такое хорошо и что такое плохо“, — ведь независимо от расы, пола и умственных способностей мы наделены врожденным моральным инстинктом, который позволяет нам мгновенно выносить суждения о том, какие действия обязательны (например, поднять лежащего на земле младенца), допустимы (позвать на помощь) или запрещены (наступить на него). Иными словами, все мы не только интуитивно различаем добро и зло, но и тут же понимаем и чувствуем одновременно, какой поступок будет в каждой ситуации правильным (добром), а какой — ошибкой (злом). Утверждения Марка Хаузера не голословны: почти шестьсот страниц книги содержат описание десятков убедительных экспериментальных исследований на эту тему. Задача автора — не только обосновать идею о том, что люди нравственны от природы, но и сделать видимыми принципы этой „встроенной“ в нас морали. Эксперименты показывают, что большинство людей в ситуации даже непростого морального выбора сразу и одинаково отвечают на вопрос, какое поведение будет правильным, однако не более 10 процентов могут объяснить почему. „Для жизни“ нам и не надо знать ответ на этот вопрос, у нас есть инстинкт, но интересно подробнее узнать про свои инстинкты.
Почему же, если мы все обладаем одинаковым моральным инстинктом, этика в разные эпохи так заметно отличалась? Хаузер считает, что в нас „инсталлированы“ только самые общие схемы, которые, встречаясь с конкретной культурой, адаптируются к ней и дают возможность выучить местный морально-этический кодекс со всеми его нюансами. Подобно тому как, освоив один, родной язык, остальные мы потом с трудом учим, одна выученная этика мешает понимать другие и заставляет воспринимать их как нечто чужое, несмотря на то что основа у них одинаковая. Глубокое понимание этого сходства и даже единства, безусловно, рождает надежду на сотрудничество между большими группами людей, думающих, что они верят в разное. Хаузер подробно объясняет происхождение добра, но, к сожалению, не очень интересуется причинами успехов зла. Было бы интересно почитать следующие работы ученого, где он попробует разрешить главное противоречие — между моралью и действительностью