Телефон: +7-911-912-51-73
ICQ: 463036888, 646075060, Skype: bobr65

Иных богов не надо славить:
Они как равные с тобой,
И, осторожною рукой,
Позволено их переставить.

(Осип Мандельштам)

Хефферлайн Ральф

Хефферлайн  Ральф

Хефферлайн Ральф

Имя Ральфа Хефферлайна (Ralph Hefferline), вероятно, наиболее известно терапевтам всех направлений в качестве одного из трех авторов основной книги о гештальт-терапии - «Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality». Его имя фигурирует почти в каждой цитате из этой работы, и во многих учебниках по клинической и интегративной терапии.

Однако, несмотря на свой значительный вклад в гештальт-терапию, Хеферлайна сегодня редко вспоминают или оценивают практикующие гештальт-терапевты. И даже Фриц Перлз в своей автобиографии (Перлз, 1996) практически не упоминает о нем.

Ральф Хефферлайн родился 15 февраля 1910 года в Манси, штат Индиана. Он сначала учился тут же, в Индиане, а затем переехал в Оклахому, где окончил среднюю школу в 1927 году. После окончания школы он работал помощником редактора в акционерном сообществе в Колорадо (Denham Players). Он также принимал участие в постановках оперы Денвера (Light Opera of Denver) и временно работал в качестве журналиста для ежедневного выпуска газеты новостей в Оклахоме (Oklahoma News).

1929 Хефферлайн отправился в Нью-Йорк и поступил осенью 1930 года в Колумбийский университет. Он прерывал учебу несколько раз, чтобы заработать деньги, сначала он писал детективные рассказы для таблоидов, а затем подрабатывал секретарем-стенографистом для рекламных агентств и издателей. В 1941 году он окончил Колумбийский университет бакалавром в области психологии.
Еще во время учебы в университете, он просил Фреда Келлера (Fred S. Keller), который читал у них лекции, о возможности работать с ним по окончанию обучения в области психологии, так как Ральф охотно занялся бы исследованиями теории подкрепления (бихевиоризм), которой занимался в то время Келлер (reinforcement; Keller, 1976). Однако, в то время у Келлера не оказалось вакантного места для Хефферлайна. Тем не менее, в 1941 году Ральф Хефферлайн поступил в Колумбийский университет на основной курс обучения.
Он изучал "Историю психологии" у Фреда Келлера и работал научным сотрудником на курсе статистики Генри Гаррета (Henry E. Garrett) - позднее тот был главным рецензентом диссертации Хефферлайна(1942 г.), которую он в дальнейшем использовал для публикации статьи об эффекте цвета на состояние человека (1943). Работа была написана по результатам исследований влияния цвета на "внутренние чувства и внешнее поведение испытуемых", где были приведены примеры из мира животных и людей.
Докторантуру (Ph.D.) Хефферлайн закончил в 1947-ом году и начал сотрудничать с Келлером по ряду научных исследований.
Их первые опыты с белыми крысами не принесли желаемых результатов (Келлер, 1976). Однако в этой ранней попытке Хефферлайн получил возможность усовершенствовать свой исследовательский инструментарий и сделать доступными для изучения минимальные или невидимые движения животных. В диссертации, которую он представил, содержались доклады Хефферлайна о нескольких различных экспериментах с белыми крысами, которые описывали «избегающее» поведение. Сложность и кропотливость этой работы свидетельствуют о тщательности и терпении Хефферлайна, как ученого.
Примерно в это же время Хефферлайн познакомился с Фрицем Перлзом и начал сотрудничать с ним.
В остальном карьера Хефферлайна в Колумбийском университете складывалась в традиционном стиле: 1944 году он стал преподавателем, в 1948 году научным сотрудником, доцентом в 1960 году и в 1967 году - профессором. В середине шестидесятых годов он возглавлял деканат своего факультета.
В конце сороковых годов в Колумбийском университете Фред Келлер и Вильям Шенфельд (William N. Schoenfeld) начали исследования экспериментального анализа поведения в духе бихевиоризма Скиннера (Skinner). Эта программа вышла в свет через десятилетие и по сей день используется некоторыми бихевиористами. Хефферлайн также присоединился к совместной работе.
Исследования Хефферлайна в начале пятидесятых годов, приняли драматический оборот, когда он решил проблему того, как поведение может влиять на другое поведение. Он интересуется проблемой ответственности человека за свое поведение в обществе, в частности способностью человека быть ответственным (R. F.Hefferline. The role of proprioception in the control of behavior, 1958.). Он предположил, что ответ частично проистекает из теории гештальт-терапии. Хефферлайн планировал использовать метод биологической обратной связи для ранней методы гештальт-терапии. Исследования Хефферлайна, посвященные биологической обратной связи, упоминаются в публикациях Брауна (B. Brown. New mind. New body, 1974.) и Мерфи (G.Murphy. Communication and Mental Health. Psychiatry, 1964) и оцениваются в Справочнике по гештальт-терапии Хэтчера и Тумина (Handbook of Gestalt therapy by Hatcher, Toomin & Toomin, 1983).
Позже опыты Хефферлайна приняли более учебно-ориентированный характер, и нашли свое отображение в статье об условиях избеганий ответных реакций организма ("The conditioning of escape and avoidance responses of human subjects, their responses can not perceive". Hefferline, Keenan, & Hartford, 1959), и в статье об исследовании минимальных мышечных движений в состоянии депрессии (R. F. Hefferline & T. B. Perare. Proprioceptive discrimination of a covert operant without its observation by the subject, 1963).
Хефферлайн приходит к выводу о том, что: «…эксперименты, проведенные в нашей лаборатории по управлению реакциями, обеспечивают объективное доказательство того, что внутреннее регулирование процессов самоуправления, о чем говорит гештальт-терапия, действительно возможно» (R. F.Hefferline, L. J. J.Bruno.The Psychophysiology of private events., 1971). Кроме того, вышеупомянутый эксперимент (Hefferline&Perera, 1963) и независимое исследование Хефферлайна по оценке размера восприятия в "экспериментальном анализе самосознания (self-awareness)» представляют еще одну из центральных тем гештальт-терапии.
Точно не известно, как Ральф Хефферлайн познакомился с Фрицем Перлзом, однако об этом ходят различные слухи и истории. Мартин Шепард предполагает, что Хефферлайн был одним из участником терапевтической группы, которую каждую неделю проводили Фриц и Лора Перлзы (M.Shepard. Fritz, 1975). Лора Перлз вспоминает о том, что Хефферлайн принимал участие в терапии, которую проводил Фриц Перлз, но она не была близко знакома с Ральфом (L. Perls. Personal Correspondence, 1976; Rosenfeld. The Gestalt bibliography, 1978).
Информацию от самого Хефферлайна можно найти только в коротких заметках, которые он сделал к интервью в педагогическом колледже Колумбийского Университета (Columbia University Teachers College) 29 Марта 1973 года:
"Встреча с Фрицем Перлзом. Читали те же книги, оба имеем большой интерес к соматическому подходу. Перлз считает, что прежде всего стоит избегать ненужного невроза. Я написал диссертацию об экспериментах на крысах на схожую тему : избегающее поведение.»
Существуют также записки Дороти Хефферлайн (1976) о знакомстве Хефферлайна и Перлза:
"Когда Фриц Перлз переехал из Южной Африки в Соединенные Штаты, один общий друг Фрица и Ральфа, заметил, что у них очень схожие взгляды, и устроил встречу между ними. Ральф назвал теорию доктора Перлза очень интересной и начал работать с ним примерно в 1947 году над методами увеличения самосознания себя, а затем преподавать студентам Колумбийского университета.
Сотрудничество привело их в 1951 году к созданию легендарной книги «Гештальт-терапия». Хефферлайн описывает работу над книгой следующим образом:
"Я работал вместе с Фрицем Перлзом и Полом Гудманом над книгой под названием «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности» (Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality). Часть, посвященная гештальт-терапии, которую я написал, представляет собой в некотором роде руководство для самого себя с подзаголовком «Оживление себя» (в русской версии: «Манипулирование собой»). В ней, среди прочего, рассматривается доступ к нашим привычкам, причины возникновения хронических или отдельных мышечных зажимов, боли, страданий и связанных с ними субъективных нарушений. Эти привычки были поняты как физическое воздействие, здесь и сейчас, однако эти привычки пришли из предыдущего опыта жизни, в котором они когда-то более или менее эффективно подавляли какое-то поведение, за которое иначе было бы наказание.
Хотя теоретические и практические основания удалось выяснить лишь частично, терапевтический способ оказался простым и мог осуществляться даже самим человеком: существуют внутренние конфликты, которые выражаются в напряжении групп мышц, нужно просто обратить внимание, как эта напряженность выражается в теле, и вам придется экспериментировать с ней, возможно даже временно усилить ее, и если на протяжении эксперимента не возникнет сильный страх или опасения, то это может быть сделано без особого труда"(Hefferline and Bruno, 1971).
Появлению в названии книги слова "гештальт" Хефферлайн дал позднее следующее объяснение:
"Концепция гештальта появилась в названии и осталась в ней, потому что Фриц Перлз убедил себя и убедил издателей, что в Соединенных штатах теория гештальт-терапии по-прежнему очень популярна.»
Когда рукописи "Гештальт-терапии" оказались в руках Вольфганга Кёлера (Wolfgang Kоеhler), и Молли Херровер (Molly Harrower),они все еще сомневались, что это издание является «прямым потомком» гештальт-теории (Hefferline and Bruno. The Psychophysiology of private events, 1971) .
Задача обоснования важности гештальт-терапии в гештальт-психологии полагалась на Пола Гудмана. Он написал длинное письмо в защиту слова "гештальт" в названии книги и послал его Вольфгангу Келеру (in Stoehr T. C. Here now next: Paul Goodman and the origins of Gestalt therapy, 1994).
Хефферлайн в то время считал, что слова "гештальт-терапия " в названии книги могут ввести в заблуждение читателей (Hefferline, 1958). И позже добавил: "Я считаю, что использование слова «гештальт» в названии вашей работы вводит в заблуждение, поскольку оно предполагает подключение к движению, с которым вы имеете едва ли больше общего, чем термины «фигура и фон» ( Hefferline. Learning theory and clinical psychology - An eventual symbiosis, 1962). Интересно отметить, что Хефферлайн здесь про гештальт-терапевтов пишет «вы», то есть не причисляет себя к ним.
По словам Мартина Шепарда, Хефферлайн охотнее назвал бы эту книгу «Интегративная терапия"(M. Shepard.Fritz.1975).
Встреча с Перлзом не повлияла на взгляды Хефферлайна, он так и остался приверженцем психологии бихевиоризма Скиннера. После издания книги «Гештальт-терапия», он больше никогда не издавал публикаций, хотя бы отдаленно напоминающих о гештальт-терапии, и уже в начале пятидесятых годов, он почти не имел прямого контакта с гештальт-терапевтами. Жена Хефферлайна сказала: "Хотя Ральф оставался еще в контакте на протяжении многих лет с Фрицем Перлзом и другими членами рабочей группы по гештальт-терапии, но я бы не стала называть это сильными личными связями – это было не больше, чем профессиональные отношения.
После Нью-Йорка, Перлз уехал, и возможность контактов с ним выпадала лишь изредка. Я помню, например, что мой муж и я однажды в шестидесятых годах возвращались в Нью-Йорк вместе с Фрицем на поезде после собрания Ассоциации Психологов (АПА) в Вашингтоне».
Если встреча Хефферлайна со Скиннером в конце сороковых годов и появление гештальт-терапии в это же время произошли случайно, то это является наиболее целесообразным совпадением в истории психологии и психотерапии двадцатого века, которое демонстрирует интеллектуальные и исторические связи между местом, временем и людьми (Terry Knapp. Aus der Gestaltkritik 2/2005). Это сразу становится неопровержимым, если сравненить главу "речевое поведение контролируется внутренними стимулами," в книге Скиннера (B. F. Skinner. Verbal behavior) и главу «Первоначальная ситуация», в Книге «Гештальт-терапия ".
В общем сходные аспекты в гештальт-терапии с радикальным бихевиоризмом Скиннера уже неоднократно формулировали многие специалисты. Например, Элен Кепнер и Лоис Брайен назвали один из таких аспектов в гештальт-терапии поведенческой феноменологией: "феноменологически-поведенческие концептуальные рамки для гештальт-терапии, в которых поведение понимается как феноменологические фактические события» (Elaine Kepner, Lois Brien. Gestalt therapy: A behavioristic phenomenology, 1970).
Аналогичным образом, прокомментировали общность подхода Скиннера и некоторых методик гештальт-терапии Громан, Нелсон и Дэвидсон (W. P.Groman, W. M.Nelson , K. M. Davidson. Self-control and responsibility: Interfacing gestalt and behavioral frameworks, 1980) - "самоконтроль и ответственность: взаимодействие гештальта и поведенческих механизмов."
В предисловии к книге «Гештальт-терапия» вкратце обсуждается влияние бихевиоризма и психотерапии Скиннера на формы работы Фрица Перлза. Впрочем, о точке зрения Хефферлайна там не упоминается.
Можно выделить семь основных сходных моментов в концептуальном подходе Скиннера и во вступительных разделах "Гештальт-терапии":
1. Поведение человека является неотъемлемой частью любой психологии.
2. Поведенческий компонент не очень хорошо распознается.
3. Она может быть более детально описана только метафорическим способом выражения.
4. Причиной этого является то, что открытая реакция на определенные события, может не оказать нужного подкрепления частному поведению.
5. Открытое подкрепление в психологии (а именно, в области прогнозирования и контроля) не является необходимым.
6. В психологии частное поведение не обязательно несет на себе отпечаток дуализма.
7. Не все знания могут быть концептуально сформулированы; некоторые остаются без концепции, т.е. без формулирования и без выражения.
Те, кто знаком с подходом Скиннера, смогут подтвердить, что даже при беглом чтении «Гештальт-терапии» предполагаемые сходства являются правдой.
Хотя вклад Хефферлайна в развитие гештальт-терапии был оценен и замечен в достаточной мере, тем не менее, Ральф Хефферлайн нашел в электрофизиологии еще один путь к той же тематике. В упражнениях в книге «Гештальт-терапия» , он стремился обозначить, что поведение человека находится в связи с более скрытыми аспектами. Позже он объяснил, что электрофизиология, пожалуй, является лучшим способом объяснения некоторых явлений для большего осознания своего Я:
"Идеей электрофизиологии было с помощью приборов сделать доступным наблюдению то же самое частное физиологическое поведение, которое в «Гештальт-терапии" было объектом осознанности и самоконтроля. Как только это физиологическое поведение будет выявлено, его можно будет изучить экспериментально, и даже сделать видимым для испытуемого в визуальной форме или в форме слуховых представлений. Это является эффективной методой для осуществления физического контроля и повторного обучения" (Hefferline & Bruno, 1971).
Последней публикацией Хефферлайна были исследования, направленные на изучение обусловливания галлюцинаций (Hefferline, Bruno, & Camp. Hallucinations: An experimental approach, 1973). Последнюю публичную лекцию он дал в Мексике в качестве участника сессии об обусловливании системы внутренних реакций. Он умер несколько месяцев спустя, 16 марта 1974 года.
Жизнь и творчество Ральфа Хефферлайна может заинтересовать многими своими событиями и свершениями, но мало кто знает, какую большую роль сыграли его исследования в развитии двух, казалось бы, очень разных форм психологии: гештальт-терапии и бихевиоризма Скиннера. Что один человек смог примирить две такие разные точки зрения, и этим ярко выделяется среди многих современных психологов и их учеников. Ральф Хефферлайн внес неоспоримый вклад в интеграцию психологических знаний. Он находился на границе между Перлзовской техникой и бихевиоризмом Скиннера, между академической психологией и популярной терапией, между экспериментальным исследованиям и клиническим применением. Может быть нынешнее разобщение в психологической науке происходит именно потому, что слишком мало кто из нас, либо бихевиористов, либо гештальтистов, еще помнит имя Ральфа Хефферлайна. 


Книги автора:
Практикум по гештальт-терапии

Все авторы

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru