Телефон: +7-911-912-51-73
ICQ: 463036888, 646075060, Skype: bobr65

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

(Николай Заболоцкий)

Новости

Красный манускрипт бессознательного 20.10.2014

Красный манускрипт бессознательного

Манускрипт психолога и философа Карла Густава Юнга, получивший название «Красная книга» благодаря малиновому кожаному переплету, известный также под названием Liber Novus («новая книга»), был написан им в период между 1914 и 1930 годами. Книга насчитывает 205 страниц, некоторые из которых иллюстрированы автором.

Родственники и потомки психолога долгие годы препятствовали публикации этого важного для истории психологии документа.

"Каждый раз, когда кто-либо просил посмотреть Красную книгу, члены семьи отвечали без колебаний, а иногда и не обременяя себя соблюдением приличий, – "нет". Они настаивали на том, что Книга имеет частный характер, что это очень личная работа" - писала в своей статье (2009 г.) "Святой грааль бессознательного" американская журналистка Сара Корбетт.

Сону Шамдасани"Шамдасани впервые обратился к семье с предложением отредактировать и потом опубликовать Красную книгу в 1997 году, который оказался подходящим временем. Франц Юнг, ярый противник раскрытия частной жизни Юнга, недавно умер, а семья приходила в себя после публикации двух спорных и широко обсуждаемых книг американского психолога по имени Ричард Нолл, который представил Юнга как развратного самозванца-пророка арийского культа солнцепоклонничества, а некоторые из его основных идей – либо как плагиат, либо как идеи, основанные на сфальсифицированных исследованиях.

Хотя нападки Нолла должны бы были подтолкнуть семью к еще более категоричной защите Красной книги, Шамдасани пришел к ним с верными козырями – двумя неполными печатными набросками Красной книги (без иллюстраций), которые он где-то откопал.

Один из этих томов хранился на книжной полке в доме в южной части Швейцарии, у пожилой дочери женщины, которая когда-то работала фонотипистом и переводчиком у Юнга. Второй он нашел в Библиотеке Бейнеке Йельского университета в коробке с не внесенными в каталог документами, принадлежащими известному немецкому издателю.

Тот факт, что неполные копии Красной книги существовали, означал две вещи – во-первых, что Юнг передал их, по крайней мере, нескольким друзьям, предположительно, спросив их совета по поводу опубликования, а во-вторых, что книгу, которую столь долгое время считали закрытой и недоступной, фактически, можно было найти.

Перед ними с пугающей очевидностью предстал призрак Ричарда Нолла и любого другого, кто, как они того боялись, может захотеть очернить Юнга, выборочно цитируя книгу. С благословения семьи или без него, Красная книга – или, по крайней мере, ее фрагменты – скорее всего, в какой-то момент в ближайшее время станет известна общественности, "вероятно", – зловеще предупреждает Шамадасани в сообщении семье, – "в форме, направленной на сенсационность".

Вот так Сону Шамдасани удалось убедить семью разрешить публикацию Красной Книги" (Сара Корбетт "Святой грааль бессознательного")

Красная Книга Юнга, представленная публике

Красную книгу готовят к изданиюЭдвард Ротстайн"Когда книга была все-таки предъявлена публике (благодаря усилиям Сону Шамдасани, историка, исследователя творчества Юнга и куратора этой выставки), она произвела сенсацию. Выпущенное в октябре издательством W.W. Norton & Company факсимиле «Красной книги» (с предисловием и комментариями Шамдасани) продается за 195 долларов. Сейчас издательство в пятый раз допечатывает тираж", - информировал читателей в декабре 2009 г. культурный обозреватель газеты  New York Times  Эдвард Ротстайн.

"Книга дает преставление о видениях, фантазиях и снах Юнга и снабжена его же иллюстрациями, созданными во время Первой мировой войны и последовавшего десятилетия. Картинки эти выглядят удивительным предчувствием изобразительного искусства нью-эйдж — течения, которое стало популярным в конце XX века: абстрактные симметричные растительные орнаменты (Юнг называл их «мандалами»), а также выполненные в почти детской манере изображения пламени, драконов, змей — все это в кричащих, ярких тонах." (Статья "Красная книга" психоаналитики" Эдвард Ротстайн)

"Поклонникам Юнга книга предоставляет неограниченный простор для размышлений над смыслом его загадочных текстов и попыток ввести их в интеллектуальный и биографический контексты. В начатом в 1959 году неоконченном послесловии к неоконченной книге Юнг предупреждает: "Поверхностному читателю содержание книги может показаться бредом". Не исключено, что такая же мысль может прийти и вдумчивому читателю", иронично пишет о сенсационной книге журналист .

Владимир ГандельсманВладимир Гандальсман: "Этой книге уже почти сто лет. Она в переплете из красной кожи (отсюда название). Многие годы эта рукописная книга находилась в хранилище швейцарского банка. Большая и тяжелая, на ней выгравировано по латыни: "Новая книга". Страницы сделаны из толстого пергамента, с рисунками неотмирных тварей и написанными от руки диалогами с богами и демонами. Если вы не знаете происхождения этой книги, вы можете счесть ее за некий средневековый том.

...некоторые считают, что книгу эту читать не надо, другие – наоборот: верят, что все ее должны прочесть. "Красная книга" началась в 1914 году в крохотном швейцарском городке, где человек двадцать могли что-то прочесть или, хотя бы, взглянуть на это. Затем была, по крайней мере, одна образованная англичанка, которой было позволено прочесть кое-что в начале 20-х годов, и она нашла в книге бесконечную мудрость. "Люди в моей стране прочтут это от корки до корки, затаив дыхание", - так она написала, в то время, как некто другой полагал, что это не только замечательная и волнующая вещь, но, кроме того, она написана сумасшедшим. Что добавляет пикантности. Книга, между тем, существовала, скорее, как слух, как легенда, - и вот теперь она извлечена из хранилища швейцарского банка."

Генис АлександрАлександр Генис: "Вернемся к первому импульсу, побудившему Юнга приступить к этой книге."

Владимир Гандальсман: "Все началось с того, что Юнг стал добычей видений, он стал слышать внутренние голоса. Он был напуган, полагая в какой-то момент, что это психоз или шизофрения. Работая в Цюрихской больнице, он выслушивал шизофреников, ибо верил, что в их психике хранятся ключи к пониманию внутренней, индивидуальной и одновременно универсальной истины. Юнг изучал труды Данте, Гете, Сведенборга и Ницше. Он изучал мифологию и мировую культуру - все ради исследования бессознательного. По Юнгу сны – это богатство и символический рассказ о том, что происходит в глубинах души. Он увидел человеческую душу – не разум и не тело – как нечто требующее особого ухода и развития, и это подтолкнуло его в ту область, где всегда промышляли поэты и духовники, но никак не врачи или экспериментальные ученые. Вскоре он оказался в оппозиции не только к Фрейду, но и ко всем психиатрам, которые доминировали в это время. И вот начались его опыты. По сути, он начал свои путешествия в ад. Орфей спускается в Ад. Или Тесей уходит в лабиринт. Он уподобился древнегреческому герою, чтобы победить минотавра своих видений."

Александр Генис: "Юнг постоянно вызывает в своих видениях рогатое существо с хромой ногой — дьявола!" 

Владимир Гандальсман: "Он называет это существо Филемоном. Но это одновременно и бес, и учитель, и гуру. Юнг сообщает о длительных беседах и диалогах с этой эзотерической фигурой. Контакт с Филемоном углубился настолько, что Юнг был готов почти признать его как физически реальное существо, с которым он беседует, гуляя по саду. Вы знаете, я вот что еще подумал: не зря его первой любовью была археология! Он занимался раскопками своей души. Юнг сравнивал потом это период с наркотическим воздействием – период, который он назвал также “противоборством с бессознательным”. Он описывал видения как нечто, идущее непрерывным потоком. Он сравнивал их с камнепадом, с грозой, с расплавленной лавой. "Зачастую я должен был хвататься за стол, чтобы не распасться на части", - писал Юнг. Как пациент от психиатрии, Юнг, возможно, говорил себе, что у него нервное расстройство и что надо проигнорировать этот вихрь, который бушевал в его голове, то есть обойти это дело стороной. Но Юнг-психиатр, к тому же диссидент от психиатрии, пытался – наоборот – разрушить стену между рациональным и своей душой. Такова, вероятно, суть." (Из интервью c ведущим передачи "Американский час" Александром Генисом в эфире Радио Свобода)

Сам Карл Юнг так говорил о Красной Книге:

Юнг Карл Густав...Записи моих тогдашних фантазий я назвал «Черной книгой», которую позже переименовал в «Красную книгу» и сопроводил ее рисунками. [«Черная книга» — это маленький томик в черном кожаном переплете. «Красная книга» — своего рода фолиант в сафьяновом переплете, напоминающий по форме средневековые рукописи; и шрифт, и язык стилизованы в нем под готику.] В нее вошла большая часть моих рисунков с изображением мандалы. В «Красной книге» я попытался облечь мои фантазии в определенную эстетическую форму, но до конца эту работу не довел. Я понял, что не нахожу пока нужных слов и должен выразить это как-то иначе. Поэтому в какой-то момент мне пришлось отказаться от эстетизации, обратившись лишь к смыслу. Я видел, что фантазиям требуется некоторое твердое основание, что мне самому необходимо спуститься на землю — вернуться в реальный мир. Но обрести основание в реальном мире я мог, только научно осмыслив его. Я поставил перед собой цель осмыслить данный мне бессознательным материал. И отныне это стало смыслом всей моей жизни. Некоторую эстетизацию в «Красной книге» я допускал еще и потому, что бесконечная череда бессознательных видений и образов ужасно раздражала меня, — мне нужно было снять некоторые моральные установки. Все это существенно отразилось на моем образе жизни. Именно тогда я понял, что ничто так не влияет на нашу жизнь, как язык: ущербный язык делает ущербной и жизнь. Дав такое объяснение угнетавшим меня бессознательным фантазиям, я освободился от них, решая одновременно две проблемы - интеллектуальную и моральную.

   (К.Г.Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления»)

Страницы Красной Книги Юнга

Страницы Красной Книги Юнга

Страницы Красной Книги Юнга

Страницы Красной Книги Юнга

Страницы Красной Книги Юнга

Страницы Красной Книги Юнга

Красная Книга и публикации о ней: 

Красная книга

Красная книга

Автор: Юнг Карл Густав
Скачать: Ссылка

«Красная книга», известная также под названием Liber Novus («новая книга») — манускрипт психолога и философа Карла Густава Юнга, созданный им в период между 1914 и 1930 годами
Liber Novus

Liber Novus

Автор: Шамдасани Сону
Дата: 07.10.2010
               

... Юнг затеял продолжительный самоэксперимент, который привел его к созданию Liber Novus. Было четко установлено, что эта книга стала для него своеобразным Рубиконом (Сону Шамдасани)
 
Тайны “Красной книги” Юнга

Тайны “Красной книги” Юнга

Автор: Гандельсман ВладимирГенис Александр
Дата: 27.04.2010

Александр Генис: Сегодня мы с Владимиром Гандельсманом поговорим о самой интригующей книге года, ставшей открытием для всех, кто интересуется глубинами своей – и всякой другой – души. Речь пойдет о так называемой "Красной книге" Карла Юнга (запись передачи "Американский час" в эфире Радио Свобода)
 
«Красная книга» психоаналитики

«Красная книга» психоаналитики

Автор: Ротстайн Эдвард
Дата: 25.12.2009                  

До недавнего времени возможность ознакомиться с «Красной книгой» Карла Густава Юнга — сочинением, наполненным сюрреалистическими образами, в котором известный психоаналитик попробовал описать свои путешествия в глубины психики, — представлялась почти исключительно его потомкам (Эдвард Ротстайн)
                      

К списку новостей

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru