Телефон: +7-911-912-51-73
ICQ: 463036888, 646075060, Skype: bobr65

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

(Николай Заболоцкий)

Новости

04.06.2014

"О старости" Герман Гессе

Герман Гессе

Старость   -   это  ступень нашей жизни, имеющая, как и все другие ее ступени, свое собственное лицо, собственную атмосферу и температуру, собственные радости и горести. У нас, седовласых стариков, есть, как и у  всех  наших  младших  собратьев,  своя задача,  придающая  смысл  нашему существованию, и у смертельно больного, у умирающего, до которого на его  одре  вряд  ли  уже способен  дойти  голос  из  посюстороннего мира, есть тоже своя задача, он тоже должен исполнить  важное  и  необходимое  дело. 

Быть  старым   -   такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать  -  такая  же  почтенная функция,   как   и  любая  другая,   -   при  условии,  что  она выполняется  с  благоговением  перед  смыслом  и  священностью всяческой  жизни.  Старик, которому старость, седины и близость смерти  только  ненавистны  и  страшны,  такой  же  недостойный представитель  своей  ступени  жизни,  как  молодой  и сильный, который ненавидит свое занятие и каждодневный труд и  старается от них увильнуть.

Короче  говоря: чтобы в старости исполнить свое назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и  со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей "да". Без этого "да", без готовности отдаться тому, чего требует  от  нас природа,  мы  теряем  -  стары мы или молоды  -  ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

Каждый  знает,  что  старческий  возраст  приносит  всякие тяготы и что он кончается смертью. Год за годом надо  приносить жертвы  и  отказываться  от многого. Надо научиться не доверять своим чувствам и силам. Путь, который еще недавно был маленькой прогулочкой,  становится длинным и трудным, и в один прекрасный день мы уже не сможем пройти его. От кушанья, которое мы любили всю   жизнь,  приходится  отказываться.  Физические  радости  и удовольствия выпадают все реже, и за них приходится все  дороже платить.  И  потом,  всяческие  недуги  и  болезни, притупление чувств, ослабление органов, и различные боли, особенно  ночами, часто  такими  длинными и страшными, -  от всего этого никуда не денешься, это горькая действительность.  Но  убого  и  печально было  бы  отдаваться  единственно  этому  процессу  упадка и не видеть, что и  у  старости  есть  свои  хорошие  стороны,  свои преимущества,  свои  утешения  и радости. Когда встречаются два старых человека, им следует  говорить  не  только  о  проклятой подагре,  о  негнущихся  частях тела и об одышке при подъеме по лестнице, но и о веселых и отрадных ощущениях и впечатлениях. А таковых множество.

Когда  я  напоминаю  об  этой  положительной  и прекрасной стороне в жизни стариков и о том, что нам, седовласым, ведомы и такие  источники  силы,  терпения,  радости,  которые  в  жизни молодых не играют никакой роли, мне  не  подобает  говорить  об утешениях  религии  и церкви. Это дело священника. Но кое-какие дары, которые приносит нам старость, я могу перечислить.  Самый дорогой  для меня из них  -  сокровищница картин, которые носишь в памяти после долгой жизни и к которым, когда твоя  активность идет  на  убыль,  обращаешься с совершенно другим участием, чем когда-либо прежде. Образы и лица людей, отсутствующих на  земле уже  шестьдесят-семьдесят  лет, составляют нам компанию, глядят на нас живыми глазами. Дома, сады, города,  уже  исчезнувшие  и полностью  изменившиеся,  мы  видим  целыми  и невредимыми, как когда-то, и далекие горы, взморья, которые мы видели в поездках десятки   лет  назад,  мы  снова  находим  во  всей  их  свежей красочности в этой своей книге с картинками.

Рассматривание,    наблюдение,   созерцание   все   больше становится привычкой и упражнением, и  незаметно  настроение  и позиция  наблюдающего  определяют  все  наше поведение.  Гонимые желаниями,  мечтами,  влечениями, страстями, мы, как  большинство людей,  мчались  через  годы и десятилетия нашей жизни, мчались нетерпеливо, с любопытством и надеждами, бурно переживая  удачи и   разочарования, -  а   сегодня,  осторожно  листая  большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни,  мы  удивляемся тому,  как  прекрасно  и  славно  уйти от этой гонки и спешки и отдаться vita contemplativa.  Здесь, в этом саду стариков, цветет  множество  цветов,  об  уходе  за  которыми мы прежде и думать не думали. Тут цветет цветок терпения, злак благородный, мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша  потребность  вмешиваться  и   действовать,   тем   больше становится  наша способность присматриваться и прислушиваться к жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за  ее  ходом без  критики и не переставая удивляться ее разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, светлой радостью, с юмором.

Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. Мимо колючей изгороди проходила  какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. Я поздоровался, тогда она засмеялась и сказала:  "Правильно  сделали,  что  развели  костер.  В  нашем возрасте надо  приноравливаться  к  аду".  Так  был  задан  тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие боли и беды, но каждый раз шутливо. А в конце беседы мы  признались, что  при  всем при том мы еще не так уж страшно стары и вряд ли можем считать себя настоящими стариками, пока в  нашей  деревне жив еще самый старший, которому сто лет.   

Когда  совсем  молодые  люди  с  превосходством  их силы и наивности, смеются  у  нас  за  спиной,  находя  смешными  нашу тяжелую  походку  и  наши  жилистые  шеи,  мы  вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и  мы,  и  мы  вовсе не кажемся себе побежденными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали  немного умней и терпимей.

1952г.

Источник: http://www.hesse.ru/

* * *  

Мудрое мнение великого писателя. Оно значимо еще и тем, что самому Гессе приходилось тяжело переживать возрастные кризисы и обращаться к психотерапевтической помощи.

"Личные и общественные потрясения снова привели его к "зияющей бездне" в 1915 году; так что он вынужден был пройти лечение у Й.Б. Ланга, ученика К.-Г. Юнга. Следующий кризис наступил в 1921 году; на сей раз Гессе лечился уже у самого Юнга, который оказал на него воздействие не только как врач, но и как мыслитель.
После лечения у Юнга и миновавшего кризиса середины жизни, если на пути Гессе и разверзались зияющие бездны, он находил способы преодолевать их; все его значительные произведения написаны после 1921 года: "Степной волк" (1927), "Путешествие в страну Востока" (1932), "Игра в бисер" (1943). Ему была отпущена долгая жизнь. Он умер в восемьдесят пять лет не только знаменитым писателем и нобелевским лауреатом, но и просветлённым мудрецом. "
("Сочинитель Герман Гессе" Ольга Бараш)

Еще в данной теме - "Три возраста в жизни и в терапии" Малейчук Геннадий Иванович


К списку новостей

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru